События

Путь лидера

Интервью президента ГК «АКОМ» Николая Михайловича Игнатьева.

Буду рад сотрудничеству и продолжению взаимодействия

Александр Кобенко переходит на работу в Москву

7 августа стало известно о том, что врио вице-губернатора – министр экономического развития инвестиций и торговли Александр Кобенко переходит на работу в федеральную структуру.

Премия «Эксперт» 2018

Поздравляем с Днем рождения Янину Николаевну Незванкину!

Журнал "ПремьерЭксперт"

Журнал "ИДИ. Движение молодых"

Журнал "Моё дело"

Журнал

 

 

Молодежный портал ИДИ

08.06.2018

Принцип трех ступеней

Интервью тольяттинского финансиста и бизнесмена Анатолия Волошина.

В России с каждым годом все больше говорят о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса как ключевого фактора экономического роста страны. Как отмечает известный тольяттинский финансист и бизнесмен Анатолий Волошин, для того, чтобы у предпринимателей были реальные перспективы для развития, необходимо в срочном порядке выстроить новую систему проектного финансирования, ввести персональную ответственность чиновников и сформировать внятную промышленную программу.

В мартовском Послании Федеральному Собранию Владимир Путин поставил перед правительством задачу к 2025 году увеличить долю малого бизнеса в ВВП страны до 40%, а число занятых в нем – до 25 млн человек. При этом, согласно отчету премьера Дмитрия Медведева, на сегодняшний день доля МСБ в экономике России составляет порядка 22%. На мой взгляд, эта цифра завышена, особенно с учетом того, что с 2016 года к категории среднего бизнеса относятся предприятия с доходом до 2 млрд рублей. Но даже если принимать во внимание только официальные цифры, то получается, что за 6–7 лет правительство должно обеспечить двукратный рост МСБ! Главный вопрос, на который сейчас предстоит ответить, – как это сделать?

Что имеем – не храним…
На протяжении многих лет я ежедневно общался с предпринимателями из самых разных уголков России, сам занимался различными проектами и прекрасно знаю, что для развития бизнеса необходимо, в первую очередь, обеспечить доступ к кредитным ресурсам по приемлемым ставкам. Особенно на стадии становления компании, когда идея только начинает воплощаться в жизнь.
Раньше эту миссию брали на себя местные банки, занимающиеся проектным финансированием. Предприниматель мог прийти просто с идеей и получить всю необходимую поддержку: от разработки бизнес-плана до подготовки пакета документов на получение гранта или субсидии. Именно малые банки кредитовали и обслуживали сотни тысяч предприятий, способствовали появлению новых классных продуктов и компаний. Один местный банк мог в среднем кредитовать 400–500 городских компаний, тем самым обеспечивая работой 30–40 тысяч человек.
Безусловно, внутри самой прослойки малых банков были свои системные проблемы, которые требовали решения. Но вместо того чтобы разобраться и найти выход из ситуации, Центральный Банк решил пойти по другому пути. Как результат, за 5 лет лицензии лишились более 400 кредитных учреждений, а система проектного финансирования оказалась практически разрушенной.
Малый бизнес испытывает острую нехватку средств, особенно когда речь идет о запуске новых производств и проектов. Крупные федеральные банки просто не готовы взять на себя такие риски: перед ними стоят другие задачи, у них другая система работы, совершенно по-другому выстроен процесс принятия решений. А это значит, что заняться выстраиванием новой системы финансирования МСБ сегодня должно именно государство.

Три ступени
С точки зрения эффективности самой оптимальной, на мой взгляд, является трехступенчатая структура финансирования, построенная по принципу пирамиды.
Верхний уровень – федеральный проектно-финансовой центр, занимающийся созданием крупных предприятий и осуществляющий общую координационную, организационную и аналитическую работу. Эту роль мог бы взять на себя ВЭБ как госкорпорация, не подчиняющаяся ЦБ РФ и работающая на основании специального федерального закона.
Вторая ступень – проектно-финансовые институты регионального и республиканского уровня. При этом они должны быть либо полностью независимыми, либо обладать широкой автономией и достаточным спектром полномочий, чтобы самостоятельно принимать решения по каждому проекту. Самый идеальный вариант – если бы это были частные центры.
Наконец, третья ступень – муниципальные проектно-финансовые центры, работающие непосредственно на местах. В таком случае мы получаем стройную систему, способную эффективно выполнять поставленную задачу по развитию малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес как нацпроект
Но недостаточно создать систему, ее надо еще и постоянно контролировать. Чтобы МСБ за несколько лет показал двукратный рост, необходимо перевести его в статус ключевых национальных проектов наравне со спортом, здоровьем, доступным жильем, повышением обороноспособности, проведением ЧМ по футболу в 2018 году, развитием Крыма и т.д. При этом, как и в случае с другими стратегическими проектами, в его главе должна встать фигура федерального масштаба с высоким уровнем политического влияния. По сути, в структуре правительства должен появиться вице-премьер, который возьмет на себя непосредственную ответственность за решение поставленных стратегических задач.
Во-вторых, мы должны отчасти вернуться к принципам советской плановой экономики. Каждому региону и каждому губернатору должен быть поставлен четкий план по росту ВРП: сколько новых предприятий открыть, сколько новых рабочих мест создать и т.д. И выполнение этого плана должно жестко контролироваться. Тогда волей-неволей главам регионов придется обратить внимание на развитие МСБ. Ведь невозможно бесконечно обеспечивать рост регионального валового продукта за счет крупных госпроектов вроде строительства стадионов и дорог к ЧМ-2018. Необходимо понимать, что очередная гигантская стройка – лишь временная отсрочка, а не кардинальное решение проблемы. Нужна новая модель работы. Модель, основанная на развитии малого предпринимательства, поскольку это ключевой элемент экономики. Именно малый и средний бизнес должны стать во главу угла.

Промышленная программа
И, наконец, развитие малого бизнеса нельзя рассматривать в отрыве от всей экономической политики, особенно промышленной. Я в очередной раз хочу подчеркнуть, что успех рыночной экономики во многом зависит от правильного планирования. Приведу всего несколько примеров. В России насчитываются сотни предприятий, производящих ПЭТ-тару. И при этом абсолютное большинство из них вынуждены закупать сырье (ПЭТ гранулы) за рубежом, поскольку в нашей стране таких заводов можно пересчитать по пальцам. Аналогичная ситуация и с тонкими листами нержавеющей стали, которые используются в огромном количестве производств, а закупаются преимущественно в Германии, Швейцарии, Индии. Созданием подобных производств в России сейчас просто никто не хочет заниматься, поскольку эти проекты требуют больших и длительных инвестиционных вложений. Как результат, экономика и бизнес несут колоссальные потери.
Единственный выход из этой ситуации состоит в том, что именно государство должно взять на себя роль основного инвестора и заняться строительством не только стадионов, но и новых государственных предприятий. Это как раз одна из основных задач федерального проектно-финансового центра. Но для этого необходимо сформировать внятную промышленную политику – четко определить, какие проекты нам нужны. Каких предприятий нам не хватает? Какие предприятия смогут решить проблему импортозамещения в разных отраслях? Какие проекты смогут обеспечить малый бизнес доступным сырьем, оборудованием или, наоборот, новыми заказами?
Только при условии выполнения всех этих шагов мы сможем вытащить российскую экономику из застоя и добиться процветания нашей страны.

© ПремьерЭксперт, 1999-2017
тел. (8482) 933-477
Информация на сайте не является офертой